RSS



Курс Валют Информер
Узбекских сумов Узбекский сум валюта Узбекистана
(RUB)//-//
(EUR)//-//
(USD)//-//
Главная \ Новости

СИЭЗ НАВОИ

« Назад

СИЭЗ НАВОИ 27.08.2012 12:28

За годы независимости в Узбекистане большое внимание уделяется совершенствованию транспортной инфраструктуры, в том числе созданию крупных логистических центров для организации рационального процесса транспортировки товаров и услуг от производителей к потребителям не только между регионами республики, но и в международном масштабе. 

Географическое положение Узбекистана, находящегося в центре огромного региона, где проходят и пересекаются многие крупные международные транспортные артерии по направлениям «восток — запад» и «север — юг», даже несмотря на отсутствие прямого выхода к морским портам и коммуникациям, предоставляет уникальную возможность стать важной частью международной транспортной сети. Этим хорошо пользовались еще наши предки, возводя на оживленных перекрестках Великого шелкового пути караван-сараи. В те времена вряд ли кто слышал о логистике, но все знали, что в таких караван-сараях можно не только отдохнуть, но и оставить на хранение товар, договориться о том, чтобы его передали в нужные руки или доставили в определенное место, находящееся в стороне от крупных караванных путей. Так что с логистикой или, по крайней мере, со многими ее составляющими в Узбекистане давно знакомы.

Сегодня изменилось очень многое. Но неизменным осталось то, что современные «купцы» хотят, чтобы их груз доставили из пункта А в пункт Б в целости и сохранности как можно быстрее и дешевле. А для этого выбирается оптимальный маршрут. Один из них, в частности, между Европой и Азией, пролегает через Узбекистан.

В пользу именно этого маршрута можно привести немало доводов. Например, автомобильные перевозки грузов по направлению Китай — Европа через Узбекистан короче в сравнении с маршрутом через китайско-российскую границу примерно на тысячу километров. Это сокращает транспортные расходы примерно на 800 долларов с автомобиля. Если взять железнодорожный транспорт, то путь от Ташкента до порта Бандар-Аббас контейнерный поезд проходит за 7 суток, а из Ташкента через Тегеран в Стамбул — за 10 дней. Это в два раза быстрее перевозок, осуществляемых в обход Узбекистана.

С каждым годом растет и интенсивность авиаперевозок через воздушное пространство нашей республики, что также связано с выбором многими иностранными авиакомпаниями кратчайшего пути.

Разумеется, развитие транспортной инфраструктуры определено не только и не столько возможностью получения значительных доходов от транзитных грузоперевозок разными видами транспорта. Это продиктовано и экономическим развитием республики, в том числе наращиванием экспортного потенциала и ежегодным ростом внешнеторгового оборота.

А местом организации первого в стране крупного логистического центра или, как их называют во всем мире, — хаба, соответствующего всем международным требованиям, руководство страны определило аэропорт города Навои.

Как отмечают многие зарубежные специалисты, лучшее место трудно найти. Во-первых, воздушная гавань расположена на перекрестке многих воздушных маршрутов — как с запада на восток, так и с севера на юг. Во-вторых, использование воздушных трасс с посадкой в аэропорту «Навои» дает существенную экономию времени и затрат на транспортировку грузов. К примеру, маршрут из Юго-Восточной Азии в Европу через этот аэропорт на одну тысячу километров короче, чем через аэропорт в Дубае. При этом время полета сокращается на 1,5 часа, а экономия топлива — до 15 тонн на каждый «Боинг-747», что при нынешних ценах на авиатопливо и интенсивности грузоперевозок имеет существенное значение.             

В-третьих, аэропорт буквально прилегает к автомобильной магистрали «Е-40», кратчайшим путем соединяющей страны Европы с Китаем, а также железной дороге с выходом на рынки стран Центральной Азии, СНГ, Юго-Восточной Азии, Европы, Ближнего Востока и Персидского залива.

В-четвертых, в радиусе двух тысяч километров от аэропорта «Навои» расположено десять столиц государств с общей численностью населения 90 миллионов человек, что обеспечивает оптимальный доступ к заказчикам и их клиентам, а равная удаленность от крупных аэропортов многих стран создает все условия для превращения этой воздушной гавани в крупный региональный мультимодальный логистический центр.

Важнейшим фактором строительства данного центра послужило и создание в непосредственной близости от аэропорта свободной индустриально-экономической зоны «Навои», динамичное развитие которой невозможно без снабжения расположенных здесь высокотехнологичных предприятий сырьем, материалами, оборудованием и вывоза производимой продукции, в том числе на экспорт, отмечает издание «Народное слово».

Выгоды от образования крупного логистического центра очевидны. Но для того чтобы его организовать, нужно было создать соответствующую инфраструктуру для обслуживания авиационной техники, а также комплекс для приема, хранения, обработки и отправки груза с привязкой к железнодорожным и автомобильным магистралям, и т. д.

Проекту по созданию мультимодального хаба в воздушной гавани города Навои с самого начала уделяется особое внимание на государственном уровне. Основные работы здесь начались в середине 2006 года за счет средств, выделенных из Государственного бюджета на строительство стратегически важных объектов для модернизации аэропорта «Навои». За сравнительно короткий срок в воздушной гавани были построены взлетно-посадочная полоса длиной в четыре километра, комплекс управления воздушным движением, стоянки для грузовых лайнеров, склады ГСМ и другие объекты, включая гостиницу для экипажей воздушных судов и специалистов.

Модернизация воздушной гавани, создание и развитие высокотехнологичного мультимодального логистического хаба, соответствующего международным требованиям, предполагало и применение передового мирового опыта в этой области. В связи с этим в ноябре 2007 года в Ташкенте состоялись переговоры между правительством Республики Узбекистан и руководством авиакомпании «Korean Air», которая является одним из лидеров на мировом рынке по организации и объему авиационных грузовых перевозок. В ходе переговоров, проведенных с участием руководителей Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари», были обсуждены вопросы сотрудничества по дальнейшему развитию аэропорта «Навои». Партнеры из Республики Корея проявили большой интерес к проекту. Изучив его и оценив коммерческую привлекательность, в мае 2008 года «Korean Air» подписала с НАК Меморандум о взаимопонимании по договору о консалтинге. В соответствии с достигнутыми договоренностями 27 августа был выполнен первый грузовой рейс «Боинг-747» корейской авиакомпании из Инчеона в Милан через аэропорт «Навои».

Следующим важным этапом в реализации проекта стало постановление Президента «О мерах по созданию на базе аэропорта города Навои международного интермодального центра логистики», который определен как один из важнейших объектов СИЭЗ «Навои». Авиакомпании «Korean Air» и аэропорту «Навои» предоставлены существенные налоговые льготы, а сама воздушная гавань на пять лет передана под управление корейской авиакомпании, которая, используя накопленный опыт и потенциал, собственную глобальную сеть, должна обеспечить соответствующий мировому уровень организации работы по грузовым авиаперевозкам, а также динамично наращивать их объемы через аэропорт «Навои».

За прошедшие с выхода указа главы государства три года мультимодальный хаб в аэропорту «Навои» постоянно набирает обороты в своей деятельности. Воздушная гавань может в круглосуточном режиме и практически в любых погодных условиях принимать все типы воздушных судов, включая тяжелые грузовые «Боинг-747», которые используются «Korean Air» для осуществления регулярной перевозки грузов через аэропорт «Навои» по направлениям из  Сеула в  Брюссель, Милан, Вену, Сарагосу и обратно.

Очень часто рядом с ними разгружаются или загружаются два грузовых А300-600F, взятых НАК «Узбекистон хаво йуллари» в лизинг у «Korean Air», базирующихся в навоийском аэропорту. Эти лайнеры используются для региональных грузовых перевозок и, начав с рейсов в Бангкок, Дели и Мумбай, Франкфурт, расширили географию полетов, включая Дубай, Стамбул, Дакку и некоторые другие города.

Росту потока грузов, которые проходят через мультимодальный логистический центр в аэропорту «Навои», способствуют не только удобные и выгодные транспортные маршруты, но и создание грузового терминала, где могут в сутки принимать, обрабатывать и отправлять до 300 тонн различных грузов, в том числе и тех, которые требуют особого режима хранения в холодильных или морозильных камерах или наоборот — в камерах обогрева. А в административном корпусе разместились посты таможенного и санитарного контроля, декларанты, агенты по грузовым перевозкам и представители других служб, обеспечивающих весь процесс международных грузовых перевозок.

Через этот терминал в 2010 году было перевезено 49,5 тысячи тонн грузов, что втрое больше, чем годом ранее. Свыше 50 тысяч тонн грузов перевезено через интермодальный центр логистики «Навои» и в прошедшем году. Несомненно, объемы грузов возрастут, в частности, с созданием новых производств в СИЭЗ «Навои», где с каждым годом выпускается все больше и больше продукции. На увеличении грузооборота мультимодального хаба, безусловно, скажется и расширение единой глобальной сети грузоперевозок, созданной НАК «Узбекистон хаво йуллари» и авиакомпанией «Korean Air». Пока она представлена рейсами на «Боинг-747» между Республикой Корея и странами Европы, а также регулярными перевозками на А300-600F из Навои в Дели, Мумбай, Доху, Дубай, Стамбул, Бишкек, Ханой, Москву и в обратном направлении.

Удобства и выгода, связанные с созданием мультимодального хаба в аэропорту «Навои», уже по достоинству оценены многими логистическими компаниями и их клиентами. Это — конкретный результат последовательной и масштабной работы, проводимой в нашей стране, в частности, в плане совершенствования транспортной инфраструктуры, повышения эффективности использования крупных международных транспортных коридоров, проходящих через Узбекистан, который издавна известен как один из ключевых участков Великого шелкового пути, возрождаемого сегодня.  

Источник – ИА "Жахон".